Аутизм у детей что это за болезнь симптомы и причины


причины возникновения заболевания, мифы и правда об аутизме

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли

med.vesti.ru

что это за болезнь? Причины и признаки аутизма у детей и взрослых, лечение

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) - это расстройство психического развития, которое характеризуется пониженной способностью к общению, часто повторяющимися действиями и ограниченными интересами.

По статистике, аутизм встречается у одного-шести детей на тысячу. На четырех мальчиков с аутизмом приходится одна девочка.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Симптомы аутизма можно поделить на две группы:

Первая группа включает симптомы, связанные с нарушениями социальных навыков. Такие дети с трудом могут поддерживать беседу, идти на контакт с людьми, разделять чужие интересы, подстраиваться под собеседника, у них позднее развивается речь. Им сложно считывать жесты и эмоции, удерживать зрительный контакт - зачастую у них вообще отсутствует лицевая мимика. Дети с РАС не могут менять свое поведение в зависимости от социальных требований, испытывают сложности с воображением, не могут заводить друзей.

Ученик центра социальной реабилитации "Турмалин" со своим педагогом-куратором перед началом занятия. РИА Новости / Мария Алексеева

Вторая группа - это повторяющиеся особенности поведения - регулярные, ограниченные действия и привычки. Например, ребенок стремится снова и снова раскладывать предметы, раскачивается из стороны в сторону, определенным образом принимает пищу. Людям с РАС важно, чтобы повседневные ритуалы повторялись в строгом порядке. Любые перемены в привычных действиях вызывают у них стресс.

Соня Шаталова на занятии по вязанию у своего тьютора Людмилы. РИА Новости / Кирилл Каллиников

Люди с расстройствами аутистического спектра проявляют повышенную чувствительность к сенсорным объектам: сильнее чувствуют запахи, любят трогать вещи определенной текстуры, но боятся некоторых звуков или яркого света. Происходит это потому, что сигнал воспринимаемый ребенком, поступает в мозг в искаженном виде: прикосновения и звуки могут причинять физическую боль, а ожоги не восприниматься мозгом вообще.

Важно, чтобы симптомы из обеих групп проявлялись одновременно, иначе диагноз РАС не ставится.

Существуют и так называемые «красные флажки» - навыки, отсутствие которых может говорить о наличии аутизма, либо других заболеваниях, считает детский врач-психиатр Елисей Осин.

  1. К году ребенок плохо отзывается, либо не отзывается на свое имя.

  2. После года ребенок не понимает, когда к нему обращаются и разговаривают лично с ним.

  3. К 11-13 месяцам у ребенка отсутствуют выученные жесты: «отдай», «пока», «покорми», «попить» и так далее.

  4. Если ребенок повторяет свои любимые слова, названия и произносит буквы, но не может использовать речь в разговоре с людьми - это повод обратиться к специалистам.

  5. Дети с расстройствами аутистического спектра мало улыбаются и не отвечают в ответ на улыбку, когда улыбаются им.

Источник: Getty Images

Причины аутизма

Аутизм - это комплексное расстройство, у которого нет единой причины. Специалисты скорее говорят о факторах, увеличивающих риск. Эти факторы могут быть генетическими, либо негенетическими. Скажем, существуют гены, влияющие на аутизм и развитие речи у ребенка.

Из негенетических факторов, повышающих риск рождения ребенка с РАС - зачатие ребенка в позднем возрасте, инфекции у матери во время беременности, загрязнение окружающей среды. Иногда эти факторы взаимодействуют друг с другом.

Существует популярная теория, связывающая распространение аутизма с вакцинацией населения. На данный момент не существует ни одного научного доказательства этой связи.

Лечение аутизма

Аутизм - это не болезнь, а группа расстройств психического развития. Им нельзя заболеть и от него нельзя вылечиться. Такие проявления, как агрессивность, возбудимость и гиперактивность можно купировать при помощи медикаментов, но лекарства не существует. Помочь скорректировать нарушения мышления и речи может лишь психолого-педагогическая работа.

Пятилетний мальчик с аутизмом играет с человекоподобной куклой. Кукла учит детей с аутизмом взаимодействовать с другими людьми. Источник: Reuters

У ребенка обнаружили аутизм. Что делать?

  • Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему.

  • Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю».

  • Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм.

  • Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке.

  • Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи - организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования. На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.

Каждый случай индивидуален - здесь придется действовать методом проб и ошибок.

  • Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.

Почему не стоит говорить «дети-аутисты»?

Этот термин некорректен. Существует правило «people-first language», при котором человек всегда идет впереди своих особенностей и называть его тоже нужно первым.

Правильно говорить «человек с аутизмом», а не «аутист», потому что во втором случае особенность становится его единственной и главной чертой. Не следует называть маленького ребенка «аутенок» - не все родители готовы принять такое обозначение.

Поскольку аутизм не является болезнью, то говорить «больной аутизмом» тоже неправильно.

www.anews.com

Аутизм у детей: что это за болезнь

Аутизмом называется заболевание психики, которое проявляет свои первые признаки после рождения ребенка до трех лет. Оно тесто связано с адаптацией малыша в социуме, его последующей реализацией.

Причины заболевания

Причинами аутизма у детей являются генетические особенности. Наследственный фактор играет решающую роль. Высок риск развития аутизма у новорожденного ребенка в случае, если кто-то из близких родственников страдал таким заболеванием. Аутизм провоцируется генным сбоем, в результате чего возникает нарушение синаптических связей в головном мозгу.

Аутизм непосредственно связан с наследственностью, то есть с генетическим здоровьем родителей, бабушек и дедушек, прочих кровных родственников, а также более далеких предков

Кроме того, развитие аутических состояний у малыша может быть вызвано внешними факторами. Фактор риска – беременность, протекающая с осложнениями, или развитие тяжелых заболеваний у женщины в период вынашивания ребенка.

Еще недавно распространенной версией, объясняющей возникновение детского аутизма, считалась вакцинация малышей в роддоме и в течение первого года жизни. Сегодня эта теория считается ошибочной и связь между прививками и аутизмом полностью опровергается специалистами.

Стоит отметить, что мальчики рождаются с этим психическим расстройством чаще, чем девочки. Среди детей женского пола истинных аутистов совсем мало.

Симптомы в разном возрасте

Аутизму у детей присуще много признаков и симптомов, проявляться заболевание может в различных формах. Диагностирование аутизма у малышей в младенчестве – задача тяжелая. Первые волнующие признаки родители замечают к концу 1 года. Соответственно, на консультацию к врачу малыш попадает не в течение первого месяца жизни, а в годовалом возрасте. Определить аутизм у только что родившихся малышей сложно, но есть перечень определенных признаков и некоторые поведенческие особенности, к которым следует относиться с вниманием:

  • появление необычных жестов либо полностью отсутствующая жестикуляция;
  • замедленное реагирование ребенка на внешние раздражители либо полностью отстраненное поведение во время общения с ним людей;
  • отсутствие гуления или его позднее появление.
Выявить заболевание у новорожденных очень сложно, однако иногда это удается сделать. В числе характерных признаков – остановившийся взгляд, отсутствие эмоциональных реакций, странные жесты или отсутствие мелкой моторики

До 3 лет у истинного аутиста должна проявиться более выраженная и заметная симптоматика:

  • малыш почти не разговаривает;
  • во время разговоров использует ограниченный набор слов;
  • в речи преобладают гласные звуки;
  • малыш избегает игр, где требуется проявлять фантазию и инициативу;
  • складывается четкое ощущение того, что ребенок находится в другом измерении.

Как правило, аутизм, проявившийся у малыша в первые несколько лет после рождения, сохраняет свою симптоматику в течение всей жизни. Проявления аутизма можно смягчить, если регулярно проводить лечебные мероприятия. Аутистические расстройства у детей могут проявиться с началом школьно–учебного процесса, при отсутствии выраженной симптоматики расстройства в начале жизни.

Как может проявляться заболевание у малыша?

Определить заболевание по одному симптому невозможно. Специалисты диагностируют психическое отклонение этого вида только на основании целого комплекса симптомов, которые имеют яркое проявление у ребенка. Чтобы установить аутизм, у малыша должно быть выраженное специфическое поведение:

  • нарушенные взаимоотношения ребенка с людьми, которые его окружают;
  • осознанно создаваемое малышом отсутствие социальных связей;
  • стереотипность поведения, ограниченность интересов.

Редко у ребенка-аутиста может проявляться пищевая избирательность, но многие здоровые дети тоже очень переборчивы в еде, поэтому ставить диагноз, основываясь только на этом симптоме, нельзя.

Малыши, страдающие аутизмом, отличаются замкнутостью, отстраненностью от происходящих рядом событий, не склонны к проявлению своих чувств и эмоционально скупы. Как правило, аутист – это классический интроверт. Такие дети не понимают чувства окружающих, не вникают в тонкости отношений между людьми.

При том, что провоцирующих факторов детского аутизма немного и они для всех едины, заболевание имеет множество различных проявлений. Некоторым детям с таким диагнозом присуща высокая степень интеллектуального развития и феноменальная память при полном отсутствии социальной адаптации. Для других детей характерным признаком аутизма выступает неспособность воспринимать и усваивать какую-либо информацию.

Среди аутистов больший процент гениев, чем среди совершенно здоровых людей. На фото изображена Айрис Грейс – пятилетняя художница, рисующая признанные шедевры. Девочка также страдает аутизмом

Часто детки-аутисты очень сообразительны и отлично учатся в школе, при этом полностью ограждают себя от общения с одноклассниками. Интересно, что дети, страдающие этим расстройством, часто обладают уникальными умственными способностями, они более одаренные, чем обычные люди. По статистике, гениев среди аутистов гораздо больше, чем среди здоровых.

Что является поводом для обращения к врачу?

Родителям, которые подозревают у малыша наличие аутизма, следует насторожиться в следующих ситуациях:

  • в 6 мес. ребенок не улыбается, мимическое движение мышц лица отсутствует;
  • в 9 мес. не повторяет за родителями выражение их лица;
  • в 12 мес. не начинает лепетать, произносить первые слова;
  • в 18 мес. не говорит ни одного слова;
  • в 24 мес. не составляет простые фразы из нескольких слов.

Как проводит диагностику аутизма врач?

Как правило, устанавливает диагноз детского аутизма педиатр.

В основе диагностики болезни лежит живое общение с малышом и проведение тестовых заданий. При общении с врачом, ребенок-аутист избегает встречи глазами, молчит или все время повторяет один набор слов, выбирая игрушку, обращает внимание на отдельную ее часть, а не осматривает игрушку полностью.

Кроме того, врач предлагает малышу пройти тесты. Тестирование предназначено для исключения других причин поведенческих отклонений, так как похожее проявление может иметь нарушение слуха или зрения.

Как лечится аутизм?

Так как точный диагноз аутизма можно установить в возрасте 2 – 2,5 года, первые лечебные мероприятия начинают проводить в этот период детским неврологом. Данное психическое расстройство проявляет себя с рождения – если мама заметила первые симптомы аутизма у своего малыша в возрасте старше пяти лет, это может говорить только о ее невнимательности и халатном отношении к здоровью ребенка.

Современная медицина не располагает универсальными специальными методиками, которые могли бы позволить радикально влиять на ход течения заболевания. В связи с этим план лечения всегда составляется индивидуально с учетом всех нюансов в конкретном случае.

Лечение аутизма – целый комплекс мер, основанный на психологии и современных методиках развития. Очень важна для малыша безусловная родительская любовь, глубокий контакт и взаимопонимание с ними

Аутизм может корректироваться тремя основными методами:

  • метод семейной терапии;
  • психологический способ коррекции;
  • способ коррекции поведенческих отклонений.

Вспомогательной коррекционной методикой выступают занятия физкультурой. Специальные упражнения призваны помочь маленькому человеку научиться контролировать свое тело. Главной задачей близких людей в этот период является эмоциональная поддержка ребенка, родители должны постараться установить особую эмоциональную связь со своим малышом.

Комплексное лечение ребенка-аутиста может включать специальное диетическое питание и лекарственную терапию. Прием седативных препаратов часто назначается в случае склонности ребенка к самоистязаниям. Помощь физиотерапевтов и логопедов во многих случаях оказывается незаменимой. А психологическая поддержка специалистов корректирует поведенческие нарушения. Адекватная комплексная терапия помогает малышу-аутисту приобрести необходимые навыки социального общения и адаптироваться в обществе.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Аутизм - симптомы, лечение, профилактика, причины, первые признаки

Общие сведения

Новости по теме

Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При этом заболевании человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.

И у детей и у взрослых обычно наблюдаются другие заболевания, такие как расстройства сна, аллергия, нарушения пищеварения.

Причины развития аутизма у детей

У мальчиков аутизм развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причина возникновения этого заболевания до сих пор не известна. По-видимому, наследственность играет важную роль. Если в семье уже есть ребенок, страдающий аутизмом, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10%. Исследования не обнаружили какой-либо связи заболевания с вакцинацией детей.

Симптомы аутизма

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Осложнения

Иногда детям с аутизмом свойственно самоистязание, которое может проявляться значительными повреждениями на теле. Кроме того, у таких детей часто повышен порог болевой чувствительности, и ребенок может не реагировать на достаточно болезненные раздражители.

Что можете сделать вы

Убедитесь, что педиатр внимательно оценивает развитие вашего ребенка. Если вам кажется, что у вашего ребенка появились какие-либо симптомы аутизма, врач должен немедленно проверить его состояние.

Если аутизм диагностирован, ребенку назначат лечение, направленное на раннюю коррекцию процесса. Тренировка навыков и коррекция нарушений должна начаться как можно раньше.
Детям, страдающим аутизмом, легче всего адаптироваться, заниматься и работать в высоко организованной среде.

Что может сделать ваш врач

Существуют различные методики коррекции поведения. Если терапия начинается в раннем возрасте, она может дать хороший эффект. Физио-, трудотерапия, логопедия направлены на специфические особенности ребенка. Специальное обучение корректирует поведение ребенка и помогает в приобретении различных навыков.

Иногда требуется лекарственная терапия, в особенности, если необходим контроль поведения, при котором больному свойственно самоистязание.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

health.mail.ru

Расстройство аутистического спектра — Википедия

Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2][1], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.

Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.

Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.

Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54

Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.

Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.

Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивание игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.

Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.

При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.

Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]

Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.

Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.

Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.

В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[4]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[5]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[6].

Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[7][6][8]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[9]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[9][10]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.

DSM-5[править | править код]

По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[11]:

В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

МКБ[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

  • F84.084.0 Детский аутизм
    • F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
    • F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
  • F84.184.1 Атипичный аутизм
    • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
    • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
  • F84.284.2 Синдром Ретта
  • F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
  • F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
  • F84.584.5 Синдром Аспергера
  • F84.884.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.

Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.

МКБ-11[править | править код]

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].

В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].

Выделяются следующие подтипы:[2]

  • 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
  • 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
  • 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
  • 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.

Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55.

При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[12].

В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[12].

В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).

Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[13].

Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[14].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  2. 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
  3. 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician's Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
  5. Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
  6. 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
  7. Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
  8. Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
  9. 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
  10. Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
  11. ↑ Autism spectrum disorder fact sheet (неопр.). American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  12. 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
  13. Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
  14. Danforth, Alicia L.; Struble, Christopher M.; Yazar-Klosinski, Berra; Grob, Charles S. MDMA-assisted therapy: A new treatment model for social anxiety in autistic adults (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 64. — P. 237—249. — ISSN 02785846. — doi:10.1016/j.pnpbp.2015.03.011.
  • Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
  • Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
  • Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
  • Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
  • Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)

ru.wikipedia.org

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.  

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.

 

Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки,  тряпочки.

  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные - не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова,  штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия. 

  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.  

  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у  детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

  • Ребенок играет в стороне от остальных.

  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений. 

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

www.emcmos.ru

Как понять, что у ребенка аутизм? — The Village

— Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

— В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

— Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

— Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

 Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

 Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

 Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

 Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

 Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

— Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

— Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

www.the-village.ru


Смотрите также