Олигофрен это что


причины, симптомы, диагностика и лечение

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% - умеренная, у 4% - тяжелая и у 1% - очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Олигофрения

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

www.krasotaimedicina.ru

как ее распознать и можно ли помочь больному? Основные понятия о нарушении

Олигофрения — заболевание центральной нервной системы, всегда органического характера (когда наблюдаются структурные изменения в головном мозге), сопровождающееся глубоким дефектом интеллектуального плана, эмоционально-волевой сферы, прочих аспектов личности. Заболевание давно и хорошо известно даже тем, кто далек от медицины, а конкретные стадии патологического процесса давно стали нарицательными, уничижительными терминами, указывающими на интеллектуальный дефицит.

Согласно статистическим оценкам, заболевание встречается примерно у 1-3% от всего населения планеты, на протяжении многих десятилетий этот процент остается примерно на одном уровне, что говорит о стабильности дефекта в популяции людей как вида. Есть демографическая особенность: патология обнаруживается у мальчиков почти вдвое чаще, чем у девочек. Связано ли это с меньшей эффективностью адаптации, работы компенсаторных механизмов у мужчин — не известно.

Подавляющее большинство пациентов находятся в стадии условной дебильности (хотя в данный момент три классические формы болезни уже выведены из классификации из-за уничижительного оттенка дефиниций), то есть живут с самой легкой формой отклонения. При этом диагностика не всегда проводится в принципе из-за хорошей адаптации в социуме и способности к труду, самообслуживанию. На деле процент больных может быть куда больше. Все очевидно в случае с более выраженными формами.

Терапия возможна в исключительно малом количестве случаев. Потому олигофрению считают неизлечимой. Но это не значит, что на человеке ставят крест. Есть возможность социальной реабилитации, частичной компенсации симптомов, восстановлении минимального или достаточного понимания реальности. От момента начала терапии, исходной формы диагноза зависит перспектива лечения, прогнозы.

Причины развития

Нарушение определяется врачами как полиэтиологическое состояние. На деле это означает, что в развитии участвует целая группа факторов разного рода. Как показывает практика, также об этом свидетельствуют и профильные исследования: далеко не всегда нарушение формируется во внутриутробном периоде. Примерно в 35% случаев становление происходит в первые несколько месяцев жизни, уже после рождения.

Соответственно, причины нужно подразделять на врожденные и приобретенные. К первым относятся такие провокаторы:

  • Наследственный фактор

При наличии болезни хотя бы у одного родственника по восходящей линии вероятность того, что расстройство проявится у будущих поколений выше в разы.

  • Генетические, хромосомные заболевания

От синдрома Дауна и синдрома Ретта до куда более редких отклонений.

  • Влияние ионизирующего излучения на мать

Повышенный радиационный фон в месте проживания не всегда однозначно заметен. Как правило, в таких местах интенсивность ионизирующего излучения проявляется распространенностью раковых заболеваний, уродств физического плана. Олигофрению тоже можно считать информативным показателем, при замерах в областях с повышенной рождаемостью умственно отсталых детей, почти всегда обнаруживаются скачки показателя. К таковым, например, относятся. Киев, Киевская область на Украине, Брянск, Свердловская, Ивановская области в России и т. д. Сказать со стопроцентной вероятностью, родится ли ребенок здоровым или психически неполноценным невозможно, речь о статистических данных, рисках, которые могут актуализироваться или нет.

  • Курение, особенно длительное

Опасен не только и не столько сам никотин. Куда более угрожающими выглядят соединения кадмия, мышьяка, свинца, метан, угарный газ. Этот «коктейль» из смертельно опасных соединений поступает к ребенку через плацентарный барьер. Продукты жизнедеятельности провоцируют нарушение развития центральной нервной системы уже с момент закладки волокон. Отказ от вредной привычки может стать хорошим подспорьем, но при склонности к срывам лучше решать вопрос с наркологом в частном порядке.

  • Потребление спиртного

Этанол влияет идентичным образом. Метаболиты спирта обладают выраженной токсической активностью в отношении центральной нервной системы. Страдает не только мать, но и плод. При длительном потреблении спиртного в высоких концентрациях вероятность рождения здорового ребенка не превышает 25-27%, в лучшем случае. Требуется избавление от пагубной зависимости. Также нужно учитывать тот факт, что организм женщины по причине медленного кровотока в печени и общей ферментативной недостаточности по сравнению с мужским организмом, недостаточно быстро расщепляет и выводит этанол, потому вероятность негативных последствий в разы выше.

  • Недостаточное питание

Алиментарный фактор встречается часто. Однако не всегда причина олигофрении в подобных случаях понятна однозначно. Речь идет о скудном питании в период беременности, недостаточном количестве витаминов всех групп. Встречается не только при сознательном отказе от определенной пищи, но и на фоне патологий, исключающих нормальное всасывание полезных веществ. В последнем случае страдать будет и сама мать, и это станет хорошо заметно по внешним признакам.

  • Физические перегрузки

Провоцируют выброс гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов. При длительном существовании измененного фона не известно, как такое явление скажется на состоянии здоровья еще не родившегося человека. Вероятность олигофрении сравнительно невелика. Во всяком случае, не выше, чем риски становления прочих нарушений.

  • Перенесенные инфекционные болезни

Одна из основных причин умственного недоразвития. Особенно опасны такие инфекции, как корь, паротит, ветряная оспа (поражение штаммом герпеса третьего типа, так называемым вирусом Варицелла-Зостер), поражение вирусами герпеса (простого, генитального), папилломы человека. Что касается бактерий, то основными возбудителями становятся представители пиогенной флоры: стафилококки и стрептококки. Реже прочие. Возможно негативное влияние грибков. Как правило, все эти обитатели присутствуют в организме матери в том или ином количестве еще до наступления гестации. Решить вопрос с укреплением иммунитета, чтобы они не активизировались во время вынашивания, нужно еще на этапе планирования зачатия.

Что касается приобретенных факторов. Причины развития олигофрении могут быть такими:

  • Недоношенность. Олигофрения формируется у детей, родившихся существенно раньше срока. Почему так? Причина в невозможности автономной работы организма в условиях агрессивной внешней среды. Таких пациентов помещают в искусственную среду, но эффект таких мероприятий минимален. Центральная нервная система не успевает до конца развиться.
  • Травма головы. В том числе родовая. Особенно в раннем возрасте, когда мозг недостаточно защищен. В некоторых случаях с подобной проблемой встречаются лица старшего возраста, независимо от прожитых лет. Гематома, кровоизлияние с отмиранием нервных тканей, в том числе инсульт, все эти состояния способны спровоцировать дефицит интеллектуальной активности, когнитивные, мнестические дисфункции. Вплоть до впадения в детство, полной деградации личности во всех сферах.
  • Перенесенные инфекции. Уже после появления на свет. Последствия не столь катастрофические, но их развитие вполне возможно. Особенно, если имела место нейроинфекция: менингит, энцефалит.
  • Педагогическая запущенность. Встречается у детей из неблагополучных семей. С родителями, потребляющими спиртное или наркотики. Вернуть страдающего в состояние нормы возможно только в первые несколько лет от начала расстройства. Затем есть возможность частичной коррекции, насколько полной — зависит от ситуации.

О вопросе дифференцирования диагнозов «олигофрения», «деменция» и «умственная отсталость»

Терминологическая путаница в понятиях «олигофрения», «деменция», «умственная отсталость» приводит к сложностям однозначного определения диагноза в некоторых случаях. Так, к примеру, на фоне рассеянного склероза развиваются проблемы с интеллектуальной деятельностью. Особенно на поздних стадиях. Считать ли подобный дефект олигофренией? Как правило, таковым его не считает никто из врачей, потому как имеет место иное происхождение, есть четкое происхождение проблемы. Речь идет о симптоме, синдроме в рамках конкретного диагноза. Что же касается олигофрении — она сама по себе является диагнозом.

То же самое с деменцией: Альцгеймера, шизофренического типа, сенильной, паркинсонической и прочими. Отличие олигофрении и деменции проводится по: клинической картине (на фоне деменции нарастает и углубляется дефект), происхождению (патогенез олигофрении врожденный или приобретенный в ранние годы под влиянием общего недоразвития головного мозга).

Вопрос сложный, нужна помощь врача и дифференциальная диагностика патологического процесса.

Какие формы заболевания существуют: классификация

Формы олигофрении традиционно подразделяют по степени тяжести на три типа:

  1. Олигофрения в степени дебильности. Сопровождается минимальным дефектом, пациенты мало, чем отличаются от здоровых, однако при интеллектуальной деятельности симптоматика почти всегда становится очевидной.
  2. Олигофрения в степени имбецильности. Средняя по выраженности. Больные способны к самообслуживанию, но отсутствуют базовые способности, присущие здоровому: чтение, письмо, грамотная речь, способность к абстрактному мышлению и прочие. Такие страдающие вполне могут обслуживать себя, но рабочая занятость представляется почти невозможной.
  3. Идиотия. Самая тяжелая степень олигофрении. Если легкая олигофрения накладывает отпечаток на личность, но не создает больших проблем в жизни, эта разновидность ставит крест на самостоятельной деятельности. Больной нуждается в постоянном уходе. При склонности к постепенному прогрессированию отклонения, подобная форма чаще встречается у взрослых: вполне возможно постепенное развития нарушения в течение ряда лет.

Подобная классификация по степени тяжести не применяется в рамках кодирования по МКБ, поскольку наименования стадий считается оскорбительным. Согласно устоявшемуся методу подразделения, выделяют 4 формы патологического процесса:

  1. Легкая.
  2. Средняя.
  3. Тяжелая.
  4. Крайне тяжелая.

Отличия в коэффициенте интеллекта. От 70 при легкой форме до менее чем 20 на фоне глубокого дефекта. Стадии оцениваются в ходе первичной диагностики, хотя есть некоторые проблемы с таковой, особенно в ранние годы.

Есть и более пространные классификации. Они учитывают патогенетические особенности расстройства. С учетом превалирующего механизма развития и клинической картины, выделяют такие формы олигофрении по Певзнер:

  1. Неосложненная.
  2. С нарушением процессов торможения и возбуждения нервной системы.
  3. С поведенческими отклонениями.
  4. С недоразвитием лобных долей.

Несмотря на относительную старость метода классификации, он все еще активно применяется в практике.

Более подробно разработан вопрос о происхождении болезни в классификации по Сухаревой:

  1. Эндогенный тип. Связан с недоразвитием по органическим причинам. Сюда относят синдром Дауна, микроцефалию, всевозможные заболевания биохимического плана, например, фенилпировиноградная олигофрения с повышением концентрации кетонов в крови и их деструктивным влиянием на головной мозг.
  2. Ранний тип, при котором организм ребенка подвергается негативному воздействию при рождении или в ранний период жизни. Асфиксия, травма во время родов и прочие варианты.
  3. Внутриутробная форма. Соответственно, встречается при поражении эмбриона или плода во время нахождения в утробе. В основном имеет токсическое или инфекционное происхождение.

Есть и другие уточняющие способы подразделения патологического процесса.

Симптоматика, клиническая картина

Клиническая картина зависит от глубины дефекта. Общие для всех видов нарушения также присутствуют. В общем смысле, их можно охарактеризовать как интеллектуальные, волевые, мнестические и поведенческие отклонения. На примере достаточно зрелого пациента, в подростковые или взрослые годы можно назвать такие симптомы олигофрении:

  • Проблемы с абстрактным мышлением

Пациент не может делать логические выводы, устанавливать связи между понятиями, явлениями, не способен проводить аналогии, понимать метафоры, мышление конкретное, уплощенное, скудное в плане широты. Внешние признаки — это скудность интересов, неспособность к обобщениям, выстраиванию причинно-следственных связей. Нарушение хорошо видно при проведении специальных тестов.

Возможно резкое прекращение мыслительной активности, пусть и недостаточной для решения конкретной задачи или ответа на вопрос. Через несколько секунд все возвращается в норму. Но вернуться к последней мыслительной операции страдающий уже не может, что типично для умственной отсталости.

  • Нарушения памяти

Как правило, страдающие хорошо запоминают простые однозначные факты: цифры, имена. Но не способны усвоить большой или даже незначительный объем информации по контексту, чтобы потом пересказать суть пусть и своими словами, но без искажения смысла. На фоне дебильности такая проблема замечается в меньшей степени.

  • Проблемы с переключением внимания, его концентрацией

Возникают отклонения адекватной концентрации, сосредоточения на конкретной задаче. Это приводит к низкой продуктивности и без того слабого мышления. У пациентов с невыраженными формами олигофрении симптом заметен не так сильно.

  • Скудность речи

Малый словарный запас, скудный лексический строй, невозможность нешаблонного построения высказываний. Склонность к повторению одного и того же, зацикленность на мыслях, застревание. Все эти типичные черты нарушения.

  • Бедность эмоций

Пациент не способен адекватно выразить свои эмоции, потому как спектр переживаний в один и тот же момент не столь широк, как у здоровых. В запущенных случаях аффект еще беднее. Ограничивается парой стереотипных реакций на внешние раздражители.

  • Отсутствие целеполагания, недостаточность волевой сферы

Волевые усилия возможны спонтанно, после всплеска эмоции. Рациональная составляющая мышления ослаблена или полностью отсутствует. Инициатива невозможна, потому больные инертны. Легко попадают под чужое влияния. Имеют сниженную критику к услышанному, увиденному, легко поддаются на провокации, пропагандистские лозунги. При сохранной дееспособности становятся жертвами мошенников.

  • Склонность к социальной изоляции

По причине особенностей психики, быстро нарастает аутизация, уход в себя, общее отсутствие интересов и воли к жизни. Не всегда человека можно «вытащить» из этого инертного, безвольного и апатичного состояния. На фоне легких степеней расстройства проблема более актуальна, потому как в силу сохранности интеллекта по большей части, страдающий вполне осознает собственные проблемы, неполноценность ума. Возникают мысли о собственной ущербности, бесполезности. Это может толкнуть больного на суицид. Подобных случаев в практике психиатров известно немало. При более глубоком дефекте экзистенциальные вопросы и рефлексия не характерны.

  • Неуместные эмоциональные реакции

В результате отсутствия эмпатии, понимания эмоций других и практически полного отсутствия навыков коммуникации.

  • Общие проблемы с обучаемостью

Пациентов трудно научить читать, писать, выполнять базовые арифметические действия. В самых легких случаях процесс обучения более долгий, чем у здоровых людей. В запущенных — научить чему-либо невозможно в принципе.

Названные проявления встречаются при всех формах, так или иначе.

Первичным дефектом при олигофрении является интеллектуальный дефицит, прочие явления наслаиваются на основное отклонение. Стадии определяют глубину нарушения. Так, если при дебильности речь скудная, но правильная и понятная, то при идиотии способность говорить отсутствует вообще. В лучшем случае мычание, нечленораздельные звуки.

У детей выставить диагноз намного труднее. Потому как нет объективных признаков, которые указали бы на проблему. Подозрения у врачей могут возникнуть примерно к 3-4 месяцам жизни ребенка. Он не склонен к эмоциональным контактам, не реагирует на обращенную речь, мало улыбается, раздражителен. Плохо узнает предметы, вроде ложки. Не хочет играть. Все это является выражением эмоциональной и интеллектуальной недостаточности в первые же месяцы жизни. Дефект сохраняется, постепенно может усугубляться, приводя к состоянию беспомощности. Но не во всех случаях, зависит от конкретной ситуации.

Диагностика отклонения

Диагностика сложностей не представляет. Задача по выявлению патологии ложится на плечи психиатра. Также в дальнейшем может потребоваться участие невролога, дефектолога, логопеда. В первую очередь нужно установить, не является ли дефект следствием органических дефектов: воспалительного процесса, опухоли, кисты.

Показаны:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Если данных за структурные изменения подобного рода нет, проводят базовое психопатологическое исследование:

  1. Устный опрос, с целью установить круг интересов, общую эрудированность, способность логически мыслить, делать выводы, выстраивать нить повествования, грамотно вести диалог. У детей такая методика невозможна, потому практикуется наблюдение за поведенческими реакциями на стимулы (улыбка, прикосновение и прочие).
  2. Тесты. Специальные исследования в рамках опросников и тестов для определения интеллектуального коэффициента. В некоторых случаях дает ложную информацию, тем более такой старый метод, как исследований IQ по Айзенку. Требуется применение группы методик. Тесты по Вандерлику, Равену.
  3. Оценка способностей читать, писать, считать. Пересказывать и анализировать текст, образно мыслить, понимать метафоры.
  4. Проверка памяти на основе визуального материала: специальных карточек. Также есть возможность параллельно проверить способности к вербализации увиденного, связному рассказу. Предлагается на основе карточек с визуальным описанием некоторых ситуаций составить историю, затем рассказать ее связно и понятно.

По понятным причинам, у больного будут нарушены практически все критерии здоровой психики: от поведения до памяти, способности к обобщению. Осложненная олигофрения, тяжелые и запущенные формы таковой ставят крест на возможности установить контакт. Однако проблем с постановкой диагноза нет.

Методы лечения

Возможно ли полное восстановление?

Полное восстановление обычно невозможно. Не считая форм, сопряженных с образованием избытка кетонов. Ключевая задача лечения — адаптация пациента в социуме. Насколько это возможно.

К какому врачу обратиться?

Над восстановлением пациента работает целая группа специалистов. Невролог, психиатр, педиатр, дефектолог, логопед. Препараты применяются в качестве вспомогательной меры.

Назначаются ноотропные средства для ускорения обмена веществ в головном мозге, цереброваскулярные. Чтобы восстановить кровоток, витаминно-минеральные комплексы. По необходимости также транквилизаторы (встречаются случаи повышенной агрессивности), нейролептики краткими курсами.

В остальном же лечение олигофрении предполагает помощь в понимании эмоций людей, выражении своих мыслей насколько это возможно. Проводится индивидуальная работа с психотерапевтом, групповые занятия.

Большая роль отводится работе с родителями и ближайшими родственниками. Нужно обеспечить нормальный микроклимат дома для улучшения прогнозов. При неадекватной реакции на пациента, ребенок, подросток или взрослый замкнутся еще больше.

Хорошим подспорьем в деле терапии выступают современные методы, направленные на выражение эмоционального состояния, снятие стресса. Сюда относит пет-терапию (общение с животными: лошадьми, собаками, кошками), арт-терапию (художественное самовыражение, обычно речь идет об изобразительных методах, рисовании).

Прогнозы

При дебильности или легком дефекте есть возможность полноценно жить в обществе. Работать, учиться. Некоторые ограничения есть, но они практически не отражаются на повседневной жизни.

Имбецильность предполагает существенное ограничение повседневной активности. Трудовая деятельность практически неосуществима. Разве что рутинные повторяющиеся действия, не требующие осмысления и глубокого понимания. Человек с таким диагнозом считается инвалидом.

Идиотия исключает какую-либо деятельность вообще. Жизнь проходит в форме вегетативного существования с незначительными отклонениями от такового. Речи нет, мышления как такового тоже. Реакции стереотипные. Пациенты похожи на младенцев своим поведением. Идиотия не поддается коррекции в принципе, требуется постоянный уход, иначе шансов выжить у такого страдающего нет.

Читайте также: Псевдодеменция

ponervam.ru

Олигофрен - это... Олигофрения - причины, симптомы, формы и степени :: SYL.ru

Олигофрения – приобретённое или врождённое слабоумие, при котором страдают эмоции, поведение, воля, развитие больного. Сегодня узнаем, каковы причины появления, симптоматика, а также формы и степени этого заболевания. Определим, как ведут себя дети с таким диагнозом в зависимости от тяжести недуга.

Обозначение термина

Олигофрен – это человек, страдающий олигофренией – заболеванием, выражающимся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом. При этом недуге страдают также эмоции пациента, его поведение, воля, а также физическое развитие. Больные с этой патологией в настоящее время составляют до 3% от всего населения нашей планеты.

Симптоматика

Признаки олигофрении могут быть такие:

- Сильное отставание в умственном развитии.

- Запаздывание в физическом становлении (ребёнок слишком поздно начинает ходить, присаживаться и т. п.).

- Недоразвитие речи. Это может проявляться полным отсутствием или наличием бедного словарного запаса у взрослого человека. А вербальная связь больного осуществляется с помощью криков и стонов. Иногда синдром олигофрена проявляется неспособностью понимать речь другого человека.

- Нарушение абстрактного мышления.

- Подчиняемость и лёгкая внушаемость.

- Олигофрен – это больной, у которого наблюдается нарушение узнаваемости вещей и даже близких и родных людей.

- Невозможность выполнения простейших бытовых навыков, таких как мытьё посуды, чистка зубов, уборка, одевание и т. д.

- Эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

Причины недуга

Олигофрен – это слабоумный человек, однако что может повлиять на возникновение этого страшного (с точки зрения социума) заболевания, сейчас определим. Итак, причины появления этого недуга могут быть следующими:

  1. Наследственность. К этой группе олигофрении относится синдром Дауна, истинная микроцефалия.
  2. Поражение плода, если во время беременности у матери наблюдался гормональный дисбаланс, была краснуха, сифилис, токсоплазмоз.
  3. Асфиксия плода и новорождённого (уменьшение или прекращение поступления кислорода к малышу), родовая травма, инфекции в малом возрасте, травма головы ребенка.

Уровни заболевания

Степени олигофрении бывают следующими:

  1. Лёгкая – дебильность.
  2. Умеренная – имбецильность.
  3. Глубокая – идиотия.

Как проявляется дебильность?

Как отмечалось выше, существует три степени олигофрении. Самой лёгкой из них является именно дебильность. Больные дети начинают ползать, ходить, а затем и говорить позже здоровых крох. Также у них имеются дефекты артикуляции. Детки постарше, которые по возрасту являются школьниками, не читают никакую литературу, их интересы направлены только на удовлетворения естественных потребностей. Зачастую люди с диагнозом "дебильность" обучаются в специализированных школах. У таких пациентов нет собственных мыслей, взглядов, поэтому они постоянно копируют чужое поведение. Однако некоторым из них при задержке развития свойственна частичная одарённость, например, отличная зрительная или механическая память, способность складывать и вычитать в уме сложные цифры. Среди детишек, страдающих этой степенью олигофрении, отмечаются апатичные, злобные, упрямые, мстительные, заторможенные особы.

Несмотря на такое конкретно-образное мышление, люди с диагнозом "дебильность" могут делать несложные выводы.

Как проявляется имбецильность?

Это средняя степень тяжести олигофрении. Имбецилы понимают то, что им говорят другие люди, и даже сами могут произносить короткие фразы, слова. Такие больные необучаемые, также они не способны к самостоятельному труду. Они не могут ориентироваться в несложной обстановке. Некоторые имбецилы могут выполнять лёгкие счётные операции, имеют навыки самообслуживания (едят самостоятельно). Мышление таких больных примитивное, они лишены любой инициативы, инертны, внушаемы, постоянно нуждаются в уходе и надзоре. Такие пациенты сильно привязаны к родным и близким людям, похвалу и замечания они воспринимают адекватно.

Как проявляется идиотия?

Это наиболее глубокая степень олигофрении, при которой человек не разговаривает, а также не может мыслить. Больной с диагнозом "идиотия" не может ничего осмысленно делать. Эмоциональная жизнь такого больного исчерпывающая, для таких пациентов характерны лишь реакции удовольствия и неудовлетворения. У одних преобладают злобность и гнев, у других – вялость и безразличие, причём абсолютно ко всем вещам. Такие пациенты не понимают речи окружающих людей, а сами могут произносить лишь некоторые звуки, не в состоянии отличить родственника от незнакомого человека. Также они не владеют даже самыми простыми навыками самообслуживания, неаккуратны и требуют постоянного ухода.

Отдельные формы олигофрении

Каждой причине этого недуга соответствует свой характер заболевания. На сегодняшний день различают 4 формы олигофрении:

- Первая форма. Наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками матери поражённого ребёнка. К этой форме олигофрении относятся больные с синдромом Дауна, микроцефалией.

- Вторая форма. Сюда относятся виды психического недоразвития, которые вызваны внутриутробными факторами: инфекциями вирусного, бактериального, а также паразитарного происхождения.

- Третья форма. Это вариант, при котором задержка развития у ребёнка вызвана родовой травмой, пониженным содержанием кислорода у плода или удушьем во время родов. Также сюда входят маленькие пациенты, которые в возрасте до 3 лет перенесли энцефалит, менингит или у которых наблюдалась черепно-мозговая травма.

- Четвёртая и последняя форма – тип психического недоразвития, вызванный усилением основного врождённого недуга, например дефекта головного мозга, эндокринные патологии.

Дети-олигофрены: какие они?

Ещё во время беременности можно провести исследование генетических факторов плода. И если на этом этапе будет видно, что плод нездоров, то обычно делается аборт. Если ребёнок уже появился на свет, то, чтобы определить заболевание, специалисты исследуют соответствие рефлексов возрасту крохи, они наблюдают, есть ли у него отклонения в развитии. Если явные признаки болезни были замечены до 12 месяцев, то на втором году жизни уже врачами определяется форма и степень недуга. Дело в том, что именно в таком раннем возрасте проявляются тяжёлые формы олигофрении. У дошкольников заметить лёгкую степень этого недуга просто – достаточно посмотреть, как ребёнок ведет себя на занятиях: если он не способен выполнять элементарные задачи, то стоит обратить на это внимание. У таких мальчиков и девочек нарушено мышление, из-за этого происходит недоразвитость познавательной деятельности. Дети-олигофрены не способны устанавливать причинно-следственные связи, им непонятны элементарные процессы. Такие малыши воспринимают конкретную ситуацию, однако они не могут связать её с какими-то процессами. Поведение олигофренов трудно назвать хорошим: дети нередко отзываются о таких сверстниках плохо, они кажутся им злыми, грубыми и резкими. К сожалению, нездоровые мальчики и девочки не могут сдерживать своих эмоций, они дают чёткий ответ на конкретный раздражитель. Мыслят такие дети обобщённо, они не видят различий в обычных вещах. Например, если поставить на стол 3 яблока и 1 грушу и попросить назвать лишний предмет, то ребенок-олигофрен не сможет этого сделать. Кроме этого, у таких деток нет абстрактного мышления. Например, вычислить и сложить те предметы, которые они могут увидеть, больные не смогут.

В заключение

Из статьи вы узнали о том, что олигофрен – это человек, страдающий олигофренией, заболеванием, характеризующимся слабоумием, недоразвитием психического, интеллектуального, а иногда и физического состояния. Этот недуг может развиваться у плода в животе матери, а может проявиться и в раннем возрасте – до 3 лет. Имеется 3 степени олигофрении в зависимости от степени поражения больного: дебильность, имбецильность и идиотия.

www.syl.ru

Олигофренопедагогика — Википедия

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития распадается на три периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоящее время. Всемирный день олигофренопедагогики традиционно отмечается 20 ноября. До Октябрьской революции общественность в лице философов, мыслителей, медиков и педагогов высказывалась за осуществление мероприятий по лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А. И. Герцена, В.Г Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В 1854 году в Риге доктор Фридрих Пяльц открыл лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры В. И. Яковенко, И. Г. Игнатьева, П. И. Ковалевский. Известный специалист в области изучения и воспитания умственно отсталых детей П. И. Ковалевский указывает на недостаточность той помощи, которую оказывают общественные учреждения умственно отсталым детям.

«В настоящее время вся земская Россия устроила своих несчастных душевно-больных вполне правильно и вполне рационально, — административная в медицинском отношении Россия тоже понемногу берётся за это дело. В числе находящихся там душевно-больных, несомненно, много идиотов, которые нашли себе приют, корм, тишину и спокойствие. От них избавили общество и их избавили от общества. Но тем дело и ограничилось. Это балласт заведений, питающийся и ничего не делающий. Это существа, только берущие от общества, но ничего не дающие ему хорошего… Было бы желательно пробудить в этой материи, в этой массе вещества силу и энергию, оживить её, одухотворить и направить на дело.»

Известный деятель в области обучения и воспитания умственно отсталых детей Е. К. Грачёва отмечает вредность для общества игнорирования важности обучения и воспитания в помощи детям:

«Одно призрение создаёт лишь паразитов общества: лентяев, содержание которых стоит весьма дорого.»

В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И. В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И. В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903 гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Воспитанники делились на 2 отделения: старшее воспитательное отделение обучалось по программе средних учебных заведений и знакомилось с каким-нибудь ремеслом; в младшее отделение входили дети с более тяжёлыми формами умственной отсталости, они занимались исключительно физическим трудом. Ключевое значение в заведении придавалось занятиям физическим трудом на свежем воздухе. Летом воспитанники переезжали на сельскохозяйственную ферму, на которой они занимались разнообразными работами, которые позволяли частично обеспечить их пропитание. По данным В. П. Кащенко за 20 лет заведение добилось следующих результатов:

«Из 139 восп. старшего отделения совершенно исправилось 72, значительно улучшились 48; 59 чел. поступило в среднеучебное заведение. Из 115 восп. младшего отделения вполне оправились 34, сдано на попечение родителей 41. Остальные без перемены.»

Большое значение придавалось подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством Е. К. Грачёвой. Можно сделать вывод о том, что к моменту глобальных социально-экономических изменений, произошедших в результате революции 1917 г., в России были сформулированы основные положения, которые открыли путь к новому этапу развития олигофренопедагогики. Среди этих положений: необходимость трудового воспитания как основы для интеграции детей с отклонениями в общество нормально развивающихся, приобщение детей к творчеству; повсеместное использование индивидуального подхода.

В советский период времени была создана дифференцированная сеть учреждений для образования умственно отсталых детей. Развития олигофренопедагогики в советский период определялось фундаментальными работами, среди которых: Ерёменко И. Г. «Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности»; Лаужикас Й. П. «Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы)»; Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность, как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы»; Карвялис В. Ю. «Социально трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР)»; Перова М. Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»; «Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания».

В настоящее время исследования в области дефектологии осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушениями развития освещаются в журнале «Дефектология».

1. Причины эндогенного происхождения

  • Хромосомные. Изменения хромосомной структуры или числа хромосом называют хромосомными аберрациями. Хромосомные нарушения составляют около 1—1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5—8 % детей, страдающих психическими заболеваниями. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна или трисомия по 21 хромосоме, который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Всего описано около 300 различных хромосомных аберраций, и этот список постоянно пополняется. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции.
  • Генные. Большую группу наследственных нарушений составляют генные аберрации. Их в настоящее время известно около 2000, и ежегодно этот список пополняется учёными-генетиками. Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребёнка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребёнок значительно отстаёт в развитии.[1].

2. Причины экзогенного происхождения

  • Пренатальные (дородовые)
  • Родовые (во время родов)
  • Постнатальные (послеродовые)

К нарушениям чаще приводят инфекции (краснуха), интоксикации (прием алкоголя), травмы. В данной группе нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными или приобретёнными. Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или её полного отсутствия до лёгкой задержки темпа развития.

Классификация интеллектуальных нарушений[править | править код]

  • В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта.
  • Умственная отсталость подразделяется на формы:

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой. Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.

  1. раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка;
  2. изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
  3. разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
  • Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. — 2-е изд.,перераб. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
  • Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика — М.: Владос, 2005. — 207 с. — ISBN 5-691-00178-7
  • Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 031700 — Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с. — (Высшее образование)
  • Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына ; Ин-т спец. педагогики и психологии, МУСиР им. Р. Валленберга. — СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с.
  • Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд., -М.: Академия, 2010. — 224 с.
  • Богдан Н. Н., Могильная М.М Специальная психология.
  • Грачёва Е. К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами.- СПб., 1907.
  • Ковалевский П. И. Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети): Их лечение и воспитание.- СПб.,1906.
  • Замский Х. С. История олигофренопедагогики.- М., 1980.
  • Кащенко В. П. Исторический обзор и современное положение дела воспитания — обучения дефективных детей в России//Дефективные дети и школа: Сб. статей . — М., 1912. — С. 272.

Специалистов по олигофренопедагогике готовят:

Россия[править | править код]

Белоруссия[править | править код]

ru.wikipedia.org

кто этот человек с симптомами, и раскрываем каждую степень болезни

Медицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения - это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.

Олигофрен - это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых. Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения. Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая. Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке. Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

Первой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью. При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны. Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений. При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот. Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны. В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой. В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью. Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными. Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих. Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В. Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама. Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

psiho.guru

Ответы Mail.ru: значение слова алигофрен

Олигофрен - это человек больной олигофренией. Олигофрения есть врождённое либо приобретённое в раннем возрасте слабоумие, возникшее вследствие ряда причин. К таким причинам можно отнести: наследственные факторы, внутриутробное поражение плода и зародыша, вредные факторы перинатального периода и первых трёх лет жизни.

Олигофрен - слабоумный. Олигос (как-то так) - по гречески - "мало". "Френос" - ум.

олигофрен-лёгкая стадия дебильности

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения от греч. oligos — малый + греч. — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом» . Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум) . Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту) , а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня. «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях» . Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации» . <a href="/" rel="nofollow" title="5702074:##:ru/Слабоумие" target="_blank" >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Больной, тупой, даун, умственно отсталый

touch.otvet.mail.ru

олигофрен — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. олигофре́н олигофре́ны
Р. олигофре́на олигофре́нов
Д. олигофре́ну олигофре́нам
В. олигофре́на олигофре́нов
Тв. олигофре́ном олигофре́нами
Пр. олигофре́не олигофре́нах

о·ли-го-фре́н

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -олигофрен-.

Произношение

  • МФА: [ɐlʲɪɡɐˈfrʲen]

Семантические свойства

Значение
  1. психиатр. тот, кто страдает олигофренией ◆ Каждый олигофрен является до известной степени страдающим психопатией, яркость которой и удельный вес с точки зрения нарушения установленного порядка и прямая социальная опасность обычно тем выше, чем сохраннее интеллект. 〈…〉 Олигофрен может иногда сравнительно легко заучить целые отрывки произведения, стихотворения, ряд пословиц, ходячих выражений и репродуцировать их большей частью очень не кстати, мало понимая внутренний смысл. В. А. Гиляровский, «Психиатрия» // «Медгиз», 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Потомки этих королей представляли собой ярко выраженных олигофренов, неспособных к какой бы то ни было деятельности. Владимир Шахиджанян, «1001 вопрос про ЭТО», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. и бранн. о тупом, несообразительном или ненормальном, странном человеке ◆ Ну, почему, скажите, Второй Тихоокеанской эскадрой командовал тупица Рожественский, а в Порт-Артуре заправлял олигофрен Стессель? В. П. Аксёнов, «Любовь к электричеству», 1969 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Олигофрен было словечко нашей ранней молодости, вдруг выплывшее, вместе с Виком, из небытия. 〈…〉 — Это же твой шанс. Твой шанс в жизни, олигофрен. Что ты заработаешь своими диссертациями? Алексей Макушинский, «Город в долине», 2012 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1.  ?
  2. дурак, тупица, недоумок, недоразвитый
Антонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гиперонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гипонимы
  1. имбецил
  2. дебил, идиот, кретин

Родственные слова

Этимология

Происходит от слова олигофрения.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

о тупом, несообразительном или ненормальном, странном человеке

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

формы, степени и причины, диагностика, лечение

Общая характеристика заболевания

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов  «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития - отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Причины олигофрении

Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие  метаболические заболевания.

Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

Формы олигофрении

Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Диагностика олигофрении

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Лечение олигофрении

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

Видео с YouTube по теме статьи:

www.neboleem.net

Кто такой олигофрен? Чем он оличается от других людей?

Не каждый знает, кто такой олигофрен. Это человек, имеющий патологию, проявляющуюся при рождении. Олигофрению невозможно излечить, она сопровождает больного на протяжении всей его жизни. Такая особенность развития обусловливает необходимость учить человека с детского возраста жить в окружении мира, не приспособленного, к сожалению, к его ограниченным возможностям. Основной задачей врачей, родителей, педагогов умственно отсталого ребенка является максимальная адаптация его в обществе.

Что означает «олигофрен»?

Олигофрения дословно переводится на русский язык как «малоумие». Термин употребляется в области психиатрии с 1915 года. Определение слова «олигофрен» в отечественной медицине подразумевает больного с нарушенным психическим развитием, возникающим вследствие органического поражения нервной системы. В первую очередь отклонение касается интеллектуальных способностей.

Причины возникновения слабоумия

Имеется несколько факторов, способствующих развитию олигофрении. Изучив их, можно понять, кто такой олигофрен и какие патологии у него возможны.

1. Генетическая предрасположенность. Этот фактор может иметь место при болезни Дауна и микроцефалии подлинной.

2. Поражение плода внутри утробы в период беременности. Имеются в виду нарушения гормонального фона, инфекции вирусного характера, токсоплазмоз, врожденный сифилис.

3. Асфиксия новорожденного, несовместимость крови плода и матери по иммунологическим причинам. Имеется в виду конфликт резус-факторов, травмы, полученные в процессе родов, повреждения головы в раннем детстве, врожденная гидроцефалия, младенческие инфекции.

Олигофрен: симптомы умственной отсталости

В первую очередь патология проявляется в виде не только недоразвития процесса познания мира, но и личности в целом. Симптоматика олигофрении выражается в недостаточном восприятии, моторике, речи, памяти, интеллекте, внимании, мышлении. Основное положение в структуре поврежденной психики больного занимает недостаточность возможности мыслить абстрактно и неспособность обобщать. Чтобы

понять, кто такой олигофрен, рассмотрим симптоматику более подробно.

Речь больного отличается дефицитом словарного запаса, неграмотностью и неправильным построением фраз. Внимание его ослаблено, но изредка наблюдается превосходное развитие механической памяти с возможностью запоминать избирательно (имена, цифры, номера, телефонов).

Степень зрелости олигофрена

У больных, страдающих олигофренией, значительно понижен уровень инициативности и побуждений. Незрелость их личности выражается в виде чрезмерной внушаемости, в отсутствии осмысления происходящего, в неспособности принимать адекватные решения в самых обычных жизненных ситуациях. Развитие тела олигофренов физически происходит медленнее, чем у здоровых людей. Степень этой заторможенности зависит от уровня слабоумия. Теперь вы знаете, кто такой олигофрен.

Лечение заболевания

При установлении этиологии олигофрении проводится своеобразная терапия некоторых ее видов. При патологии, связанной с нарушенным обменом веществ, назначается лечебная диета. В случае эндокринопатии применяется терапия с использованием гормонов.

fb.ru


Смотрите также