Олигофрения в стадии имбецильности


Имбецильность (олигофрения в степени имбецильности): классификация, симптомы, лечение


Промежуточная степень умственной отсталости (олигофрении), которая находится между дебильностью и идиотией называется имбецильностью. Это средняя степень умственного недоразвития.

Ребёнок с таким диагнозом признаётся инвалидом детства, так как он не способен жить самостоятельно. Ему необходима опека и постоянный контроль.

Имбецилы обучаемы, но навыки, которыми они овладевают – самые примитивные. Они способны к общению, реагируют на одобрение, или осуждение.

Математику осваивают на уровне примитивного счёта. Считают только конкретные, осязаемые вещи: деньги, предметы. Грамота даётся тяжело: могут читать небольшие тексты, чаще всего – по слогам. Умение писать ограничивается несколькими словами.

Социально-бытовые успехи достаются им с трудом, но больного можно научить ухаживать за собой, самостоятельно есть, одеваться.
Им доступно овладение азбучными трудовыми навыками, но обучение происходит путём длительных повторений и запоминаний одних и тех же действий.

Вечные дети

Высшие функции мозга, которые, собственно, формируют уникальную личность человека, находятся на предельно низком уровне. По своему психическому развития лица, страдающие имбецильностью, навсегда остаются в возрасте «дошколёнка».

В отличие от людей с лёгкой формой умственной отсталости, имбецила легко узнать даже по внешним признакам. В зависимости от микро, или гидроцефалии, больной имеет непропорциональные размеры головы: слишком маленькую, или излишне крупную.

Неправильный прикус, уши с приросшими к голове мочками, деформированные лицевые кости, застывший, немигающий взгляд – всё это внешние признаки имбецильности.

То есть – те, которые можно заметить на лице. При ходьбе они неуклюжи, плохо координируют движения, часто горбятся, сутулятся. Мелкая моторика, благодаря очаговым неврологическим симптомам, им почти неподвластна. Большое достижение для лиц с имбецильностью – завязать шнурки, вдеть нитку в иголку.

Такие люди вынуждены всю жизнь прожить в семье родителей на положении 7-летних детей. Отец и мать являются для них объектом неистощимой любви. Своих семей они не заводят. Общение ограничено семейным кругом, или группами реабилитации.

Постоянный контроль

Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

Смена привычных обстоятельств повергает их в страх и растерянность. Безиницциативные, внушаемые, пассивные, они легко могут попасть под дурное влияние. Поэтому всю жизнь им необходим постоянный контроль и надзор.

Кругозор имбецила не выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей и удовлетворения простейших инстинктов.

Их постоянно преследует чувство голода, они могут есть огромными порциями, не испытывая при этом чувства насыщения. Важно закреплять у них правила простейших норм поведения.

Без неусыпного контроля семьи, педагогов и психиатров такие больные могут представлять опасность для окружающих. Они сексуально расторможены и не могут подавить своих половых влечений. Это часто грозит вылиться в асоциальное поведение (онанизм), приставание к женщинам и преступления на сексуальной почве.

Формы заболевания

Олигофрения в степени имбецильности в зависимости от причин, вызвавших патологию, подразделяют на четыре формы.

  1. Наследственная форма. Она вызывается дефектными генами родителей.
  2. Внутриутробная форма. Болезнь провоцируют бактериальные, или вирусные инфекции, перенесённые женщиной во время беременности.
  3. Форма умственной отсталости, вызванная: а) родовыми травмами, гипоксией мозга плода, асфиксией новорождённого; б) перенесёнными в раннем детстве серьёзными инфекциями, или травмами черепа.
  4. Задержка умственного развития, вызванная врождённой неполноценностью эндокринной системы, или головного мозга.

Провоцирующие факторы и причины

Есть несколько комплексов причин, приводящий к развитию умственного развития:

  1. Причины внутреннего характера: хромосомные аномалии, генетические сбои, наследственные факторы.
  2. Причины внешней этиологии: инфекционные заболевания в период беременности, злоупотребление будущей матерью любыми видами наркотических средств. Травмы черепа ребёнка во время родов, или после них, а также разные резус — группы крови матери и ребёнка.
  3. Причины смешанной этиологии: влияние на ребёнка, как внешних, так и внутренних повреждающих агентов. Двойной натиск патологических факторов дают самую серьёзную степень имбецильности.

Стадии и степени развития

Олигофрения имеет три тяжести развития в зависимости от степени умственной отсталости — дебильность, имбецильность, идиотия.

В свою очередь имбецильность имеет 2 степени тяжести: умеренную и выраженную. Для каждой из них характерна определённая форма умственной недоразвитости:

  1. Умеренная степень тяжести. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта от 34 до 48 баллов. Способность к мышлению ограничена: оно конкретное, напрямую связано с определённой ситуацией. Возможность к анализу, ассоциациям таким пациентам недоступна. Больные неправильно строят предложения, косноязычны, имеют минимальный запас слов, необходимый для общения с теми, кто их опекает. Эмоциональность почти на нуле, слабо развита мелкая моторика. Ярко выражена неврология: парезы, расстройства чувствительности. Органическое поражение черепно-мозговых нервов нередко вызывает эпилепсию. Иногда присоединяются признаки аутизма.
  2. Выраженная степень. Нижняя граница IQ всего 20 баллов, верхняя не превышает 34. Неврологическая симптоматика весьма колоритна: к парезам присоединяются параличи, моторика в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности и личностные качества выражены в самой малой степени. По уровню словарного запаса похожи на 6-летних детей. Им необходим пожизненный контроль, помощь в простейшем самообслуживании.

Имбецильность у детей

В отличии от дебильности, имбецильность у своего чада можно заподозрить чуть ли не с пелёнок. Этот ребёнок всюду сильно запаздывает.

Если к годовалому возрасту он не отличает родителей от посторонних, не проявляет никакой реакции на обращённую к нему речь, не интересуется игрушками, следует насторожиться. Дети начинают поздно сидеть, стоять.

Малыш с подозрением на имбецильность не берёт протянутые ему игрушки, не хватается за ближайшую опору при угрозе падения. Ходьбу осваивает только к 2-м годам.

В этом возрасте детишки не понимают, чего от них хотят, ориентируясь больше на интонацию собеседника, чем на смысл обращения. Им не свойственна любознательность, интерес к окружающему миру.

Все их игры отличаются каким-то единым стандартом и нелепой трафаретностью. Речь даётся им с трудом, отличается неправильным построением, косноязычностью. К двум-четырём годам они только начинают учиться говорить.

В коррекционных классах таких больных можно научить только счёту в пределах 10, чтению по слогам, коротким пересказам услышанного.

Дети-имбецилы отличаются почти полным отсутствием эмоций, «застывшей» мимикой лица и тотальным безразличием к окружающему миру. В младенческом возрасте их часто принимают за глухих из-за отсутствия реакции на обращённую к ним речь.

Диагноз и тест на имбецильность

Такие пороки развития, как имбецильность, можно диагностировать ещё в период беременности женщины. С помощью скринингового исследования имеется шанс выявить отклонения в развитии плода на ранних стадиях.

Определить имбецильность помогут тесты на уровень IQ и шкала Векслера. Уровень коэффициента интеллекта при имбецильности колеблется от 60 до 20 в зависимости от степени тяжести заболевания.

Баллы в количестве меньшем 55, набранные по шкале, также свидетельствуют в пользу заболевания. По результатам тестов психоневролог ставит оценку умственных способностей.

Для постановки диагноза, помимо тестов, проводится беседа с пациентом, из которой можно сделать выводы о том, насколько у него развита речь, каковы его интересы, насколько он адаптирован среди людей.

Точной постановке диагноза и выяснению причин болезни поможет проведение компьютерной и резонансно-магнитной томографии. Нарушения в работе головного мозга выявит электроэнцефалограмма. Сосуды на предмет патологии проверяют с помощью ангиографии.

Многие заболевания, для которых характерна умственная отсталость, могут маскироваться под имбецильность. Для этого следует отличать эту болезнь от деменции, эпилепсии и юношеской шизофрении.

Возможности коррекции и адаптации пациента

Имбецильность, как и любая врождённая форма слабоумия, не излечивается. Всё, что можно сделать для таких больных – это лечить не болезнь, а симптомы. Медикаментозное лечение делится на специфическое и симптоматическое.

Специфическое лечение получают пациенты с нарушением в обмене веществ и при ферментных дефектах:

  1. При гипотиреозе недостаток тиреоидных гормонов лечат их синтезированным заменителем – Левотироксином. Эндокринолог подбирает индивидуальную схему приёма препарата, определяет первоначальную дозу и последующее её нарастание.
  2. Фенилкетонурия лечится строгой диетой. Исключаются продукты с высоким содержанием белка, то есть – фениланина. В организме не вырабатывается фермент, который должен превращать фениланин в тирозин. А именно тирозин отвечает за нормальное протекание многих гормональных процессов. Кроме диеты, больным необходим приём Карнитина, который тормозит избыточную выработку гормонов щитовидной железы.
  3. Токсоплазмоз хорошо поддаётся лечению антибиотиками, Дирапримом, Хлоридином, препаратами мышьяка.
  4. Инфекции мозга (энцефалит, менингит) лечат антибиотиками в сочетании с сульфаниламидами (Бисептол, Сульфатон, Бактериал).

Симптоматическое лечение состоит в назначении препаратов, стимулирующих деятельность мозга. К ним относятся:

  1. Психостимуляторы. Медикаменты, повышающие уровень умственной и физической активности (Кофеин, Сиднокарб, Риталин, амфетамины).
  2. Биостимуляторы. Фитосборы и травы, ускоряющие обмен веществ (экстракт алоэ, женьшень, мумиё, прополис, подорожник)
  3. Диуретики. Средства, выводящие лишнюю воду из организма (Фуросемид, Диакарб, Маннит). Они показаны при гидроцефалии.
  4. Противосудорожные препараты (Фенобарбитал, Фенитоин, Карбамазепин) назначаются при склонности к эпилептическим приступам.
  5. Психотропные средства группы транквилизаторов (Феназепам, Элзепам, Сибазон) и нейролептиков (Аминазин, Галоперидол, Тизерцин) применяют для снижения возбудимости и немотивируемых вспышек агрессии.

Пациенты с выраженными дефектами речи занимаются с логопедом. Все больные должны находиться под наблюдением у психиатра. Помня, что имбецилы по уровню развития не опережают семилетних детей, основное лечение сводится к воспитанию, уходу и неусыпному контролю.

Если контроля за больными нет, они легко подпадают под влияние асоциальных элементов и становятся соучастниками преступлений. Такие люди опасны и нуждаются в помещении в психиатрическую клинику, где проходят курс лечения антипсихотиками.

Предупредительные меры

Профилактика имбецильности делится на первичную и вторичную. Первичная состоит в том, что возможные патологии выявляют ещё на стадии формирования и развития плода.

Беременной женщине проходятся процедуры УЗИ и исследуется кровь на наличие некоторых гормонов. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном течении беременности, если гормональный фон в порядке. Отсутствие некоторых гормонов может свидетельствовать о развивающейся патологии плода.

Вторичная профилактика – это быстрое выявление патологий у новорождённых. Чем раньше выявлены симптомы болезни, тем раньше предпринимаются меры по реабилитации и развитию психики и интеллекта ребёнка.

neurodoc.ru

Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Степени олигофрении

В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно. У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги. Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса. Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания. Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов. Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь. Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика. Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка. Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

7psihozov.ru

Самая легкая степень олигофрении. Основные причины возникновения имбецильности и методы лечения

1219

Имбецильность и ее лечение в наше время продолжает оставаться актуальным вопросом, так как частота данного заболевания составляет четыре случая на 10000 и составляет каждый пятый случай олигофрении. Данное заболевание — это проявление слабоумия, которое является .

Определить расстройство можно не только по психическим признакам, но и по физиологическим. Еще в детском возрасте больные могут читать исключительно по слогам и умеют считать в ограниченных рамках. Эмоции у больных слабо выраженные, где-то тугие и запоздалые. Конечно, путем долгих тренировок по специальной системе, таких людей можно чему-то научить. Один из признаков заболевания – легкая внушаемость, что приводит к частым негативным последствиям.

Причины и симптомы имбецильности

Причины данного заболевания зачастую сводятся к врожденным факторам и плохой генетике: синдром Дауна, микроцефлия, перенесенные в период беременности инфекционные заболевания, венерические болезни, внутриутробное повреждение плода, травмы при родах.

У страдающих расстройством недостаточно развита моторика, все движения грубые, угловатые, координация их плохая. Им сложно выполнять точные, требующие мелкой моторики игры, действия. Походка, соответственно, неуклюжая, зажатая, присутствует сгорбленность. Лицо у имбецила лишено игры мимики. На нем, обычно застывает непринужденное, глупое выражение, глаза моргают относительно редко.

Большинство больных имеют весьма видные внешние врожденные признаки данного расстройства: приросшие к коже мочки ушей, неправильное строение черепа, особенного его лицевой части. Для них характерна очаговая нервная симптоматика.

Имбецилам сложно овладеть правилами гигиены, однако они проявляют необыкновенный энтузиазм в посильных для них заданиях, гордятся достижениями и успехами, выказывают негодование или радость по различным поводам.

При этом им сложно переключиться на другие занятия, освоиться на новом месте, они проявляют крайнюю несамостоятельность. Причины и симптомы имбецильности достаточно яркие и выраженные, что позволяет отличить это расстройство от иных степеней выраженности олигофрении.

Характеристика имбецильности

Характеристика имбецильности позволяет оценить общую степень развития ребенка и его дальнейший потенциал, сообразно с его заболеванием. IQимбецилов колеблется от 20 до 50, в соответствии с чем выделяют несколько форм проявления заболевания: резкую (IQ 20-35) и умеренную (IQ 35-50).

Больные имбецильностью неплохо принимают обращение к ним других людей, и могут отвечать некоторыми фразами. Тем не менее, их собственная речь весьма бедна, грубая, имеет неточность. Активный словарный запас имбецила в среднем состоит из пары сотен слов.

Общее мышление у них медлительно, примитивно, последовательно и не терпит отвлечений, требуя всей возможной концентрации. При этом их запас познаний довольно узкий, а также характерно недостаточное развитие памяти, внимания, волевых качеств.

Имбецильность характеризуется и такими признаками: легкая внушаемость, безразличность, безинициативность, растерянность в новой обстановке. Имбецилов можно обучить простому труду и навыкам. Отдельные из них способн

heatmark.ru

Степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения, идиотия, имбецильность, дебильность - это степени умственной отсталости. Интеллектуальную отсталость, или же, по другому ее называют, малоумие, систематизируют по тяжести и формам проявляемых симптомов, показывающих при предоставленном расстройстве. Одна из классических ее делений подключает в себя надлежащие степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия, характеристика (краткая) которых представлена ниже.

  • Дебильность – нетяжелое интеллектуальное отклонение, ему присуще наличие довольно легких клинических симптомов олигофрении, что наиболее часто создает кое-какие трудности в установлении диагноза.
  • Имбецильность – небольшая интеллектуальная отсталость.
  • Идиотия – томная конфигурация интеллектуальной отсталости, сочетающая внутри себя, кроме облигатных симптомов, буквально полное отсутствие разума, и довольно трудное психопатологическое состояние.

Педагогические проблемы

Интернациональная классификация заболеваний десятого пересмотра учитывает отдельную систематизацию интеллектуальной отсталости, основанную на проверке значения разума тестом IQ Айзенка (он автор классификации о дебильности, имбецильности и идиотии, фото людей с этой проблемой прилагается) и различает, в зависимости от итогов теста, не тяжелую, небольшую, томную и основательную форму олигофрении.

В Российской Федерации подобный расклад применяется в высшей степени редкостных случаях с целью определения значения дебильности. Для больше томных форм внедрение теста IQ бессмысленно. Чтобы установить диагноз интеллектуальной отсталости в нашей стране применяются способы Векслера и всевозможные вербальные и невербальные шкалы, которые с конкретной точностью дают возможность квалифицировать степень разума у пациента.

Нешуточную лепту в педагогической направленности работы с интеллектуально отсталыми ребятами (олигофрения, идиотия, имбецильность, дебильность), принадлежит М. С. Певзнере, которая, в 1979 году выделила собственную разновидность деления олигофрении, основываясь на этиологических и патогенетических индивидуальностей болезни:

  • не осложненная конфигурационная форма заболевания;
  • интеллектуальная отсталость, по причине отклонений нейродинамических процессов, нацеленных в сторону возбуждения или замедления;
  • интеллектуальная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых, зрительных, тактильных;
  • интеллектуальная отсталость, которая включает в себя психопатические признаки в поведении больного;
  • интеллектуальная отсталость на фоне воплощенной лобной дефицитности.

Дебильность

Поскольку дебильность – это слабый синдром умственной отсталости, большинство людей могут быть самостоятельными, полноценными и ни в чем не нуждающимся людьми. Люди, которые имеет сидром умственной отсталости дебильность, могут овладеть несложной профессией и жить как обычные люди, только иногда, им нужна поддержка со стороны других людей.

Конечно, дебильность может передаваться наследственным путем, в основном это болезни:

  • ферментопатия;
  • микроцефалия;
  • эндокринопатия.

Еще человек рождается с синдромом дебильность, это из-за того, что во время беременности на плод воздействовали неблагоприятные влияния. В основном это когда мать нервничает или принимает запрещенные для беременных препараты и продукты.

Дебильность может появиться у ребенка, когда еще во время беременности, мать могла заразиться болезнями такими как:

  • сифилис;
  • краснуха;
  • корь.

Или при появлении резус-конфликта, гипоксии плода, фетопланцетарной недостаточности.

Легкий сидром олигофрении «дебильность» может возникнуть если в период беременности мать употребляла табачные изделия, алкоголь, наркотические вещества. Или при употреблении запрещенных для беременных медикаментов, именно чаще всего в этих случаях рождается ребенок с синдромом умственной отсталости «дебильность».

Симптомы дебильности

У детей с синдромом легкой умственной отсталости дебильность присутствуют следующие симптомы:

  • немного заторможенное мышление;
  • слабое физическое и умственное развитие;
  • практически нет возможности надолго завлечь больного.

У них преобладает конкретное, описанное мышление, но они не могут абстрагироваться. Дети, которые имеет данный синдром очень сложно обучаемы, они не имеет логического мышления и соответственно не могут пояснить о логической связи предметов. Такие дети не могут рассказать о том, что услышали или прочитали.

Люди, страдающие дебильностью, не могут грамотно разговаривать и грамотно писать, часто в их речи слышны искажения и ошибки. Поскольку они трудно обучаемы, невозможно их заставить запомнить что-то на долгое время им нужно это полностью понят и считать ту или иную информацию обычным делом. Иногда встречаются случаи, когда дети с синдромом дебильность имели необычные способности, что не характерно обычного человеку. Это так называемое одаренность, им подвластна отличная зрительная и механическая память, им доступны крупные арифметические вычисления в уме, то есть они могут отнимать, складывать, умножать, делить большие числа с невероятной скоростью.

Обучение

Такие дети имеют прекрасно рисовать, сочинять стихи и писать целые поэмы. В общем, такие люди могут быть сильно развиты в культурном направлении. Почти всегда у них отличный и чутких слух. Не многие знают, что люди, страдающие дельностью, могут чувствовать разочарования и воодушевление, проигрыш и победу, радость и горе. Они, как и все люди способны различать и чувствовать эмоции. У них определенное и сильно отличающееся от других людей мышление, только оно нецеленаправленное и часто импульсивное.

Взаимоотношения с другими

Люди, которые имеют синдром умственной отсталости «дебильность» не могут учиться в среднеобразовательных школах. Так как они не смогут понять и осознать общеобразовательную программу обучения. Им нужно учиться в специальных школах для детей с ограниченными возможностями или для детей с умственной отсталостью. В таких школах родителям помогают воспитать и подготовить детей к взрослой и самостоятельной жизни психиатры и психотерапевты.

Имбецильность

Имбецильность (в переводе с латинского языка — бессильный) — промежуточный уровень олигофрении, полоумия, интеллектуального недоразвития, характеризуется отставанием в становлении мозга плода или же ребенка на начальных этапах его жизни. Определения «имбецильность», «имбецил» — архаичные и не рекомендованные к применению, например, они вызывают довольна таки негативную реакцию у окружающих. Взамен их в кое-каких кругах людей рекомендуется применять нейтральные определения, по которой «имбецильность», зависимо от того, на какой стадии она находится, принято называть в соответствии с диагнозом «умственная отсталость средней степени» («умеренная интеллектуальная умственная отсталость») и «интеллектуальные отклонения тяжкой степени» («тяжелая интеллектуальная отсталость»).

Симптомы имбецильности

Довольно часто в психиатрической литературе и литературе по олигофренопедагогике и в реальное время не прекращают применяться классические определения «дебильность», «имбецильность» и «идиотия». При таком заболевании малыши отстают в физиологическом развитии, отличия приметны наружно. Довольно часто это сопровождается с существованием симптомов плотских пороков становления:

  • деформация черепа;
  • слабо развитые конечностей;
  • пальцы;
  • недостатки лица;
  • ушей;
  • око;
  • гипогенитализм и др.

Есть все шансы обнаружить еще и такие неврологические признаки, как параличи, парезы.

Клиническая картина имбецильности

Имбецилы хорошо ориентируются в окружающей их обстановке, сами имеют все шансы выговаривать отдельные текста, а иногда и довольно сложные рассказы. Речь состоит, в основном, лишь только из глаголов и существительных, прослеживается очень сильная неграмотность.

Как правило, речь состоит из довольно кратких нормальных фраз, а лексикографический запас ограничивается очень маленьким запасом слов, иногда их количество может достигнуть трехсот. Мышление непосредственно и примитивно, но поочередно, отвлечения недосягаемы, припас сведений в высшей степени неширок, резкое недоразвитие интереса, памяти, воли.

Имбецилы могут что угодно представлять, но сформировать и воспитать в них собственное мнение, довольно длительный и практически невозможный процесс, так как им это сложно дается. Фантазия у них практически отсутствует.

Социализация имбецилов

Люди, обладающие таким заболеванием, могут привить себе главные способности самообслуживания (могут самостоятельно одеться, смотреть за собой, есть) и простые трудовые способности, ключевым образом, все это возможно благодаря упорным тренировкам. При легкой и средней форме отклонений, больные имеют все шансы обучаться во вспомогательной школе, но научить их удается немногому: простому счету в границах нескольких единиц, написанию небольших текстов, чтению несложных предложений.

Впечатления больных более дифференцированы, чем у полностью отсталых, они привыкают к окружающим их людям, правильно откликаются на похвалу или же осуждение. Имбецилы не могут проявить инициативу, инертны, довольно внушаемы, просто теряются при смене окружающей обстановки, нуждаются в неизменном наблюдении и уходе, при неблагоприятном окружении поведение имеет возможность стать довольно агрессивным. Интересы больных в высшей степени просты и ограничиваются в ублажении физических потребностей.

Сексуальное желание у страдающих имбецильностью, как правило, понижено. По поведению отличается две группы больных:

  • вяло-апатичные;
  • апатичные ко всему;
  • не считая ублажения натуральных необходимостей (торпидные) и живые;
  • подвижные;
  • егозливые.

По нраву еще делятся на две группы:

  • злобно-агрессивные;
  • непреклонные и компанейские;
  • доброжелательные;
  • дружелюбные;
  • покладистые.

Идиотия

Идиотия считается самой трудной формой болезни олигофрении и характеризуется абсолютным отсутствием осознания происходящего и понимания находящегося вокруг него быта и четкого отражения логически правильных впечатлений.

Идиотия, практически во всех случаях, сопрягается с нешуточными моторными, физическими и психопатологическими нефункциональностями.

Признаки идиотии

Больным, чаще всего, довольно сложно ходить, у них присутствуют анатомические трудности внутренних органов. Осознанная работа для них не недосягаема. Вербальные проявления несвязны, буквально не содержат текстов – их замещают разнообразные, высокие, певческие нотки, произношение отдельных слогов или же звуков.

Больным не характерно различать находящихся вокруг них людей, они не откликаются тогда, когда их зовут к себе другие люди, их реакция ограничивается до уровня произношения звука или легкого мимического отклика.

Эмоциональное ублажение ограничено только приобретением простого наслаждения от употребления еды, освобождения кишечного тракта, а еще посасывания пальцев или же от того, что человек берет в рот разнообразные несъедобные предметы.

Больным в обязательном порядке нужно присутствие людей, осуществляющих уход за ними, вследствие этого они всегда передаются на государственное содержание в особых интернатах на протяжении всей собственной жизни.

fb.ru

Имбецильность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Имбеци́льность (от лат. imbecillus «слабый, немощный»; англ. imbecile) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. Термины «имбецильность», «имбецил» — устаревшие и не рекомендуются к использованию, так как они вышли за сугубо медицинские рамки и стали носить социальный (негативный) оттенок[1]. Вместо них в некоторых руководствах предлагается использовать нейтральные термины из МКБ-10, по которой «имбецильность», в зависимости от степени выраженности, соответствует диагнозам «умственная отсталость умеренной степени» («умеренная умственная отсталость») и «умственная отсталость тяжёлой степени» («тяжёлая умственная отсталость»)[1]. Тем не менее в психиатрической литературе и литературе по олигофренопедагогике и в настоящее время продолжают использоваться традиционные термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия»[2][3][4][5].

При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Могут присутствовать признаки телесных пороков развития: нарушения формирования головы, недоразвитие конечностей, пальцев, дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм и др. Могут быть также такие неврологические симптомы, как параличи, парезы.

Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных, косноязычна и грамматически неправильна[6]. Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз[7], а словарный запас ограничен несколькими десятками слов[6] (иногда до 200—300 слов[8]). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён[7]. Воображение у них почти отсутствует[5].

Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий[7]. При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц[6]), написанию отдельных слов, чтению простых текстов[7].

Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов[6], они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, очень внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным. Интересы имбецилов крайне примитивны и ограничиваются в основном удовлетворением физиологических потребностей[7].

Сексуальное влечение у страдающих имбецильностью обычно понижено, но иногда наблюдается болезненно повышенное сексуальное влечение наряду с отсутствием сдерживающих моральных ограничений[5].

По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные, безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные)[7]. По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые[7].

Международная классификация болезней[править | править код]

В МКБ-10 имбецильность подразделяется на умеренную и тяжёлую умственную отсталость. При IQ 35—49 и психическом возрасте 6—9 лет у взрослых ставится диагноз умеренной умственной отсталости (F7171.), а при IQ 20—34 и психическом возрасте 3—6 лет — тяжёлой умственной отсталости (F7272.). При тяжёлой умственной отсталости отмечается возможность приобретения только навыков самообслуживания и крайне слабое развитие речи[9].

В МКБ-9 1977 года имбецильностью названа только умеренная умственная отсталость с IQ 35—49[10].

  1. 1 2 Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
  2. Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. Основы специальной педагогики и психологии (рус.). — Издательский дом «Питер». — С. 103—105. — ISBN 978-5-498-07834-2.
  3. ↑ Большой психологический словарь (неопр.). — ОЛМА Медиа Групп, 2003. — С. 558. — ISBN 978-5-93878-086-6.
  4. Романова Е. А. Диагностика заболеваний. Медицинский справочник (рус.). — Family Leisure Club. — С. 404. — ISBN 978-966-14-8977-5.
  5. 1 2 3 Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 358. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  6. 1 2 3 4 Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1898. — С. 486—487. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2 изд. — М.: Медицина, 1968. — С. 396—397. — 75 000 экз.
  8. ↑ Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — С. 464. — 544 с.
  9. ↑ Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.
  10. World Health Organisation. Manual of the International Statistical Classification of Diseases, Injuries, and Causes of Death (англ.). — Jeneva, 1977. — Vol. 1. — P. 212.

ru.wikipedia.org

Дебилъность, имбецильность, идиотия и DSM-III

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г.[1], умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

IQ

DSM-III

Международная система

Российская система

7 1 и выше

Норма

Норма

50-70

Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении

Дебильность

35-49

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Имбецильность

25-39

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

Идиотия

20 и ниже

Глубокая умственная отсталость

 

Дебильность - незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая

деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития. Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам. В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия - самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.


[1] Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксакова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 214.

psixologiya.org

Степени и формы олигофрении — Студопедия

Распространенность олигофрении в разных стра­нах равняется 0,7 — 3%. Из них: идиотия— 4 — 5%, имбецильность— 18—19%, дебильность— 76 — 78%.

1. Идиотия— наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта — 0 — 35 баллов.

Диагностика возможна уже на первом году жизни. Речь и мышление полностью не развиты. Дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности. Могут не различать вкусовых качеств и поэтому сосут и жуют несъедобные предметы. Движения плохо координируются, поэтому с трудом овладевают ходьбой или ведут лежачий образ жизни; преобладают бесцельные двигательные стереотипии, например раскачивания. Недоступна осмыслению даже игровая деятельность. Эмоции отражают удовлетворение или неудовлетворение органических потребностей, выражаясь нечленораздельными криками, визгами и хаотичным возбуждением. Прогресс в интеллектуальном развитии невозможен. Осмысление окружающего и собственной личности отсутствует или смутно. Дети-идиоты обучению в условиях школы не подлежат. При меньшей тяжести идиотии дети могут ходить, обслуживать себя, говорить.

Дети-идиоты нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Содержатся в учреждениях Министерства социальной защиты, по достижении 18 лет переводятся в интернаты для психохроников. Активность ограничивается инстинктивными действиями. Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и ос­тальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевыми), расширять свои пред­ставления об окружающем мире.


2. Имбецильность— средняя по глубине степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта — 35 — 49 баллов.

При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову (к 4 —6 месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется комплекс оживления. При умеренной имбецильности дети могут произносить короткие, простые фразы, понимают несложную по смыслу речь. Запас знаний крайне ограничен, дети не способны к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Мышление осуществляется в представлениях.


При правильном воспитании удается привить эле­ментарные навыки несложного труда и самообслуживания (мыть посуду, подметать пол и т. п.). Могут выполнять простую физическую работу при постоянном контроле и понуждении (чувство долга и ответственности не развито). Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, имбецилы нуждаются в постоянной опеке. Обладают определенными возможностями в овладении речью, но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. Словарный запас может достигать нескольких сотен слов. При этом речь носит подражательный характер, ее содержание не осмысливается, самостоятельный рассказ отсутствует. Накапливаемый запас сведений является непрочным, неосмысленным. Дети-имбецилы могут овладеть элементами письма, чтения, счета в пределах 20, но абстрактный счет остается недоступным. Являются недееспособными. До достижения 18 лет так же, как и идиоты, находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способна овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы. Будучи взрослыми, они способны брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Эмоциональная жизнь: испытывают привязанность к близким, у них развито чувство стыда, обидчивость, злопамятность, они способны реагировать на похвалу и порицание.

3. Дебильность— легкая степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта — от 50 до 70 баллов. После 5 лет в достаточной степени овладевают речью. Большинство достигает полной независимости в уходе за собой. Овладевают несложной профессией и впоследствии ведут самостоятельную жизнь. За 9 лет обучения во вспомогательной школе усваивают материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы (умение читать, писать, простой счет). Соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения моторики, особенности эмоционально-волевой сферы и т. п. ограничивают круг их профессионально-трудовой деятельности. В зрелом возрасте многие работают на несложных работах, вступают в брак. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т. д. Характерны конкретность, шаблонность, стереотипность мышления и поведения, неумение выделять существенные признаки, слабость критики своих поступков.

Способность с 16 — 18 лет систематически работать на производстве служит критерием удовлетворительной социальной адаптации. Работа в коллективе, получение заработка служат для дебилов доказательством успешности их труда и стимулом для дальнейших усилий, позволяют им чувствовать себя такими, «как все». В условиях чрезмерной опеки со стороны родителей, когда ребенку не прививаются навыки самообслуживания и труда, потенциальные возможности социальной адаптации ребенка в должной мере не используются. Преодолению жизненной неопытности дебильного ребенка способствует воспитание родителями у него способности принимать самостоятельные решения.

Степень социальной адаптации определяется характером поведения: она снижается в случаях повышенной возбудимости, агрессивности. Высокая внушаемость, неспособность оценить отношения между людьми делает их нередко жертвой злонамеренных элементов, вовлекающих их в преступные действия. Низкий уровень моральных задержек ведет к расторможенности сексуальных влечений, а у женщин — к частым внебрачным связям и беременностям. Отмечается также склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, бродяжничеству.

Классификация клинических форм олигофрении (по М.С. Певзнер):

1. Основная форма. Характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры больших полушарий головного мозга при сохранности подкорковых структур и ликвообращения. Не нарушены грубо деятельность анализаторов, эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, речь. Характерно недоразвитие всей познавательной деятельности. Дети с основной формой олигофрении часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетной картины, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Им свойствен низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления, что является основным симптомом.

2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Этот диагноз относится к быстро возбудимым, расторможенным, недисциплинированным детям с резко сниженной работоспособностью или к детям крайне вялым и заторможенным. Причиной подобных состояний является нарушение равновесия между нервными процессами. Трудности в школьном обучении этих детей связаны с плохой фиксацией на задании.

3.Олигофрения в сочетании с нарушенной речью. Характерно сочетание диффузного поражения всей коры с более глубоким поражением в области речевых зон левого полушария. Выражена апраксия губ и языка; в дальнейшем страдает и сенсорная сторона речи. Дети не различают фонемы, не могут выделить отдельные звуки из плавной речи, поскольку стойко нарушено фонематическое восприятие. Нарушен звуко-буквенный анализ, что затрудняет овладение грамотой.

4. Олигофрения с нарушением пространственного восприятия. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с локальным поражением в теменно-затылочной области левого полушария. Нарушение пространственного восприятия затрудняет процесс овладения представлением о числе; трудности возникают даже при освоении про­стейших счетных операций.

5. Олигофрения с недоразвитием личности в целом.У детей резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей. Характерно грубое нарушение моторики: движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. Резко изменена походка (апраксия ходьбы). Движения плохо автоматизированы; дети могут выполнять движения спонтанно, но не могут выполнять их по инструкции. Изменения в поведении выражаются в некритичности, неадекватном оценивании ситуации, в отсутствии застенчивости, обидчивости, а также стойких мотивов. Сохранены моторная и сенсорная стороны речи, но значительно нарушена регулирующая ее функция. Детям свойственна склонность к подражанию речи взрослых в форме резонерства.

6. Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Это грубые, недисциплинированные дети с патологическими влечениями. Они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми морально-этическими нормами. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается у них с наличием подкорковых очагов, что подтверждает ЭЭГ.

Отмечены и более резкие формы олигофрении: олигофрения, осложненная гидроцефалией, олигофрения при врожденном сифилисе, олигофрения при фенилкетонурии.

studopedia.ru


Смотрите также